Музей мирового океанаN054 42.400, E020 29.983
Адрес: г. Калининград, Набережная Петра Великого, 1 тел. (4012) 34-02-44, 53-89-15, 53-88-04
Режим работы: С 10 до 18, кроме понедельника, вторника и последней среды месяца
Музей открыт в 1990 году. В главном корпусе музея располагается обширная экспозиция, включающая аквариумы с морскими обитателями, коллекции раковин моллюсков, а также многое другое. Ещё в состав музея входят пришвартованные у набережной музей-подводная лодка и музей-рыболовецкое судно, а также музейные экспозиции на научно-исследовательском судне "Витязь" и судне космической связи "Космонавт Виктор Пацаев".
Если у вас есть свободные полдня-день, определённо стоит посетить Музей Мирового Океана в целом и подводную лодку-музей Б-413 — в частности. Да и вообще, если вы едете в Калининград — заложите время для этого любопытного места. Учитывая, что на подводных лодках мы в принципе никогда не были, оказаться внутри этой машины, увидеть собственными глазами в каких условиях несли службу подводники (это не огромная атомная подлодка, а небольшая дизельная!) для нам было очень любопытно и необычно! Полазить по отсекам, подёргать ручки, поглядеть в перископ — всё это мегашикарно! По понятным причинам — группы с экскурсоводом сюда не ходят (очень мало места). Зато в пяти из семи из отсеков проигрывается аудиогид по громкой связи, и ещё в двух — сами моряки рассказывают об истории подлодки и о том, как на ней проходила служба. В зависимости от количества посетителей, на посещение имеет смысл заложить, как минимум, 1 час. Чтобы полазить неспешно, или с детьми — около 1.5 часов.Кафедральный соборN054 42.381, E020 30.706
Адрес: г. Калининград, Остров Канта тел. (4012) 44 68 68
Режим работы: С 9 до 17
Построен в начале 14 в. Разрушен во время Великой Отечественной войны, сейчас восстановлен. Рядом с собором - могила философа Иммануила Канта.
В музее собора экспозиция на трех этажах посвящена горожанам, Канту, истории собора. Также имеется коллекция монет и банкнот, резная деревянная библиотека с мини - органом.
Королевские воротаАдрес: перекресток Литовского вала и ул.Фрунзе 112
Одни из 7 сохранившихся ворот Кенигсберга, в нынешнем виде построены в начале 19 в. После реставрации в 2005 г. ворота были переданы Музею Мирового океана. Здесь разместилась экспозиция, посвященная Великому посольству Петра I в Европу.
Литовский валЛитовский вал — это комплекс вальных укреплений от Верхнего озера до реки Преголя . Когда в 1626 началось строительство перового вального укрепления, то на участке Литовского вала было построено 8 полных земляных бастионов, 2 полубастиона и трое деревянных ворот с земляной обваловкой. Вскоре имя «Литовский вал» получила и улица, проходящая параллельно вальным укреплениям. В 1843 развернулось строительство второго вального укрепления. на участке Литовского вала его положение совпало с первым. Второе вальное укрепление содержало здесь меньшее количество бастионов но размеры их были значительно большими. Когда второе вальное укрепление потеряло свое оборонное значение (1910-11), то главный вал на этом месте был превращен в зеленую парковую зону, остатки которой мы можем наблюдать до сих пор. Сейчас там лес и кладбище.
Оборонительная казарма "Кронпринц"Адрес: г. Калининград, ул. Литовский Вал, 38
Казарма "Кронпринц" построена в 1843-1849 годах, входила в систему второго вального оборонительного обвода Кёнигсберга.
Музей янтаряРасположен в центре города, в фортификационном сооружении - башне Дона.
Экспозиция располагается в 28 залах на 3 этажах.
Адрес: Калининград, пл. Маршала Василевского, 1 тел. (4012) 466-888
Режим работы: С 10 до 18, выходной - понедельник
Росгартенские воротаАдрес: пл. Василевского (рядом с башней Дона) N054 43.316, E020 31.425
Одни из 7 сохранившихся ворот Кенигсберга. Построены в 1852-1855 гг. Отреставрированы. Внутри размещается ресторан.
Башня ВрангеляПостроена в 1853 г., названа в честь генерал - фельдмаршала графа Врангеля. В башне размещается ресторан.
Адрес: г. Калининград, ул. проф. Баранова, 2а (N054 43.344, E020 30.850)
Фридландские воротаАдрес: ул.Дзержинского, 30 N054 41.710, E020 31.347
Внутри действует музей. Три зала - о укреплениях города, быт горожан. Во второй половине дня каждый час виртуальные экскурсии в двух залах.
Музей "Бункер Ляша"Адрес: Университетская ул, д. 1, тел: (4012) 53 65 93 N054 42.795, E020 30.572
Музей расположен в железобетонном бомбоубежище, построенном в феврале 1945 года. В подземном бункере, где был подписан акт о капитуляции кенигсбергского гарнизона, сохранена обстановка тех дней.
Бранденбургские воротаАдрес: г. Калининград, ул. Багратиона, 137 N054 41.840, E020 29.674
Единственные городские ворота, которые продолжают выполнять свою прямую функцию. Имеют два проезда. В Бранденбургских воротах по сравнению с другими воротами города готические мотивы выражены особенно ярко.
Форты № 1-5Форт №1 (N054 42.367, E020 36.266) можно посетить с экскурсией. (доездинг от пр. Мира на маршр. 74 - 57 мин до конечной)
Находится рядом с постом ДПС на въезде в город с Московского направления.
Форт окружает водный ров, к которому подходят вплотную бастионизированные участки стен форта. Глубина водного рва достигала 5 метров, с тыла через ров шёл мостик, соединявший форт с прилегающей территорией. Во время штурма Кёнигсберга 6-9 апреля 1945 года форт находился на второстепенном направлении наступления Советской Армии, в связи с чем основные войска Вермахта были перебазированы на более важные участки. Изъятые с этого направления силы были задействованы в прорыве немецких войск на западном направлении (район Метгетена). Гарнизон форта был значительно ослаблен и не смог оказать значительного сопротивления. К утру 9 апреля форт и прилегающие территории были взяты. Комендант Форта N 1 майор запаса Фогель за отказ капитулировать был расстрелян собственным вахмистром.
Из-за слабого сопротивления в 1945 году этот форт менее остальных пострадал от военных действий.
Теперь в этом форте проживает семья. Глава семейства с удовольствием проводит там экскурсии для желающих; только необходимо заранее договориться с ним о дате и времени посещения по телефону. Даже если договориться о посещении не удалось, стоит осмотреть форт снаружи.
Режим работы: Осмотр музея - по договоренности, тел. (905) 241-48-95, Стас
Форт №5 (N054 45.116, E020 26.633)
(доездинг от нас будет по пр. Мира на 3 или 5 до ост. Космонавта Леонова, а потом пересадка на 76 до ост. 5й форт)
Весной 45го года этот форт был единственным из всех, который принял свой первый и последний бой. Найти его не трудно, имея под рукой карту города.
Сначала приехав стоит обойти его вокруг, по периметру стоят орудия тех времен и памятные таблички где повествуется о том как шел штурм этого форта, только уже потом заходить во внутрь, точнее сказать пытаться зайти, потому что главный вход заварен решеткой, которую постоянно выламывают.
Памятник землякам-космонавтамАдрес: г. Калининград, Проспект мира, д. 43
Будет по дороге к вокзалу
Балтийск бывш. Пиллау
Военный городок. Сохранилась старая немецкая застройка. Примечательны: набережная, маяк и памятник Петру, Елизавете на набережной
аэродром и база люфтваффе через паром
расписание автобусов
http://vokzal39.ru/kaliningrad-baltiysk.htmlСправка из Вики
За время своего существования город несколько раз переходил под контроль различных государств. История Балтийска берёт свое начало в XIII веке — первые упоминания о поселениях рыбаков (деревня Вограм, располагавшаяся на территории между нынешним Балтийском и посёлком Мечниково) в районе современного города относятся к 1258 году[7]. К 1363 году относится первое упоминание о поселении «Пиле» или «Пиль» (от прусского «пилз» — крепость). Теперь это поселение известно под названием «Старый Пиллау». Старый Пиллау делился на две части: Большой Пиллау и, ближе к морю, Малый Пиллау.
К быстрому развитию крепости привёл сильный шторм 10 сентября 1510 года. В результате этого шторма образовался пролив Фриш Гафф, который и по сей день отделяет Балтийскую косу от материка. Пролив стал судоходным, и Пиллау начал расти, став крупным транспортным узлом. Тогда и появилось разделение на Старый Пиллау и Новый Пиллау.
В XVI веке развивалась инфраструктура города: в 1537 году был построен блокгауз, в 1543 — склады для лоцманского оборудования, в 1550 году — военные земляные укрепления.
В XVII веке, в результате прусско-шведской войны, поселение было оккупировано шведской армией. 6 июля 1626 года король Швеции Густав II Адольф высадился у Пиллау с моря и вошёл в город. Пиллау был захвачен за три часа. Шведы заложили одну из главных достопримечательностей современного Балтийска — звездообразную пятиугольную крепость Пиллау (цитадель Пиллау), сохранившуюся до наших дней. В 1635 году, после заключения перемирия с Пруссией, эта крепость (тогда ещё недостроенная) была выкуплена жителями города за 10 тысяч талеров, а через год в Пиллау вошли Бранденбургские войска.
Относительно долгий мирный период начался в Пиллау после заключения в 1660 году польско-шведского мирного договора. К тому времени новый Великий курфюрст Фридрих Вильгельм, понимавший стратегическую важность местоположения Пиллау, начал прикладывать усилия по развитию города. Здесь были построены каменная кирха, мельница и маяк. Кроме того, жителям города было разрешено торговать с владельцами корабельных грузов. В 1660 году население Нового Пиллау насчитывало 300 жителей.
В 1697 году в Пиллау в рамках Великого посольства побывал царь России Пётр I со свитой, насчитывавшей 4000 человек. Пётр I был здесь ещё дважды — в 1711 и 1716 годах[7].
Город Пиллау
18 января 1725 года произошло знаковое в жизни Пиллау событие — король подписал указ о придании поселению статуса города, вместе со всеми полагающимися юридическими и административными правами. Был введён герб — осётр с короной. Герб сохранился за городом до сих пор. Через 20 лет, 26 мая 1745 года, было открыто здание городской ратуши, разрушенное в конце Второй мировой войны.
Во время Семилетней войны, в 1758 году, Пруссия была занята русскими войсками Елизаветы Петровны. В Пиллау была построена Русская Дамба (ныне известная под названием Русская набережная) и православная церковь[7].
В начале XIX века Пруссия находилась в состоянии войны с Францией. 1 июня 1807 года французская армия вошла в Пиллау, однако не смогла взять крепость. 2 июля того же года был заключён Тильзитский мир.
В 1812 году французские войска опять заняли Пиллау при отступлении из России. Однако уже 8 февраля 1812 года они были вынуждены отступить из города под натиском русского корпуса генерала Сиверта.
В 1816 году в Пиллау был построен новый маяк высотой 31,38 метра, а в 1871 году была проведена полная перестройка крепости[7].
15 ноября 1901 года был открыт судоходный Кёнигсберский канал, позволявший судам заходить из Балтийского моря в Кёнигсберг минуя причалы Пиллау. Это оказало сильное влияние на жизнь горожан, постепенно городское хозяйство начало приходить в упадок. 1 апреля 1903 года в состав Пиллау вошли ранее отдельные административные единицы Старый Пиллау и деревня Вограм. 10 ноября 1918 года в городе произошла революция, город перешёл под управление совета рабочих и солдат, который просуществовал полгода.
В конце Великой Отечественной войны в городе шли ожесточённые бои. В штурме Пиллау участвовала 11-я гвардейская армия генерал-полковника Галицкого. В конце апреля 1945 года город пал. 27 ноября 1946 года Пиллау получил название Балтийск.
Послевоенная история
До конца 1940-х годов в Балтийске восстанавливалась инфраструктура, органы власти. Появился Летний театр (сгорел в 1993 году). К началу 1950-х годов в городе уже функционировало пять школ (из них три начальных).
В 1952 году в городе была создана крупнейшая на Балтийском море база военно-морского флота. Это сыграло решающую роль в развитии Балтийска. Он стал закрытым городом. 15 августа 1994 года было подписано постановление о создании Балтийского городского округа, в который, помимо Балтийска, вошёл город Приморск и несколько небольших населённых пунктов: Дивное, Лунино, Цветное, Береговое, а также Балтийская коса[8].
После распада СССР были предприняты шаги к восстановлению гражданской власти в городе. В 2004 году часть Балтийской военно-морской базы была отдана Министерству транспорта для использования в целях торгового мореплавания[9].Хорошие отчеты про Балтийск
http://ninetta.ru/2010/03/baltijsk-obshhee-vpechatlenie-o-gorode-otzyv/http://www.ridus.ru/news/100333Достопримечательности:
Набережная
Маяк и памятник Петру на Морском бульваре 9
Музей Балтийского флота на Кронштадской 1
Кафедральный собор Балтийского флота на ул. Адмирала Николая Кузнецова, 3
Храм Александра Невского на проспекте Ленина 61а
Бывшая крепость
Едальни:
Панда на проспекте Ленина 18а
Граф Монте-Кристо там же
читать дальшеЕДА
Геркулес
паб-пивоварня
пр. Мира, 105
Редюит
ул. Литовский вал, д. 27,
тел. 4012 469401
(авт 24 - ост. улица Фрунзе 90-92 от кнтр Победа по пр. Мира)
Борщ и Сало
Победы площадь, 10
7-4012-357676
(авт 61, 74, 82 до ост.
Рыбный клуб
Октябрьская, 4а
Средиземноморская кухня, вайфай, рыбные рестораны, 700–1500 рублей,
+7 (4012) 30 71 50
сеть Круассан-кафе
адреса:
ул. А. Невского, 24
пр. Мира, 23
пр. Мира, 84
ТРЦ «Европа»
Ленинский пр. 63
ул. Багратиона, 87
ул. Пролетарская, 79
пл. Победы, 4
ул. Горького, 150а
ТРАНСПОРТ
такси по городу 100-150 р
• Такси «Кобра»
Тел.: +7 (4012) 91-91-91
• Калининградский таксопарк
Тел.: +7 (4012) 58-58-58, 058
автобусы рядом с хостелом
номер 14
Зеленоградск
1. Как доехать из аэропорта до Зеленоградска.
Собственно, вариантов ровно два (можно сказать, два с половиной):
Рейсовый автобус, ходящий с регулярностью примерно раз в час. Добираться на нем примерно 40 минут, дешево и сердито;
Такси. Таксисты, как обычно, ловят на выходе. Стоит отметить, что их цены (в отличие от того же Сочи) не так уж высоки - надувалова нет. Сколько стоит доехать до Зеленоградска на такси? Примерно 500 рублей.
Опять-же такси, но уже с вызовом в аэропорт. Предварительный заказ может помочь сэкономить 50-100 рублей в нашем случае (если едите куда-то дальше - то цены выше и экономия, соответственно, тоже).
2. Как доехать из Калининграда до Зеленоградска.
Способы те же, но к ним прибавляется электричка. Проблемы уехать как таковой нет. Цены на такси примерно такие же как и в случае Храброво - рейс Калининград - Зеленоградск стоит те же 500 рублей.
Автобусы ходят очень часто, их несколько. Для северного вокзала это номер 141 и 141мт, а также 539 - ездят примерно по 4 в час, начиная с 6.20 и заканчиавая в примерно в 8 - 9 вечера. Для южного - тот же 141 автобус (первый рейс в 6.00, последний в 21.30), а также 114 и 540 (последний ходит только летом и весной).
Электрички
Калининград С. 6.47 8.08 11.00 12.18 13.34 15.48 18.01 18.50
Кутузово Новое 6.51 8.15 11.05 12.23 13.39 15.53 18.06 18.55
О.п 7 км 6.58 8.22 11.12 12.30 13.46 16.00 18.13 19.02
Рябиновка 7.03 8.26 11.16 12.34 13.50 16.04 18.17 19.06
О.п Каштановка 7.08 8.31 11.21 12.39 13.55 16.09 18.22 19.11
О.п Муромское 7.12 8.35 11.25 12.43 13.59 16.13 18.26 19.15
О.п Сосновка --- --- --- --- --- --- 18.30 19.19
Зеленоградск п. 7.20 8.43 11.33 12.51 14.07 16.21 18.37 19.26
Зеленоградск о. --- 8.58 11.48
Электрички, пожалуй, предпочтительны в выходные дни, когда есть возможность пробок на дорогах.
Отметим, что транспортной проблемы не существует, благодаря удобной трассе и близкому расположению к областному центру.
Храброво
Если будет время перед отлетом, можно заглянуть на Руины кирхи Св. Барбары неподалеку от здания аэропорта
N054 53.559, E020 33.834
история ХраброваИстория Храброва
Согласно Хронике земли прусской Петера фон Дуйсбурга в 1261 году на месте прусского укрепленного поселения Повунда, что в переводе с прусского означает «у воды», «рядом с водой», рыцарями Тевтонского ордена был основан деревянно-земляной замок Повунден. По одной из версий прусская крепость в этом месте называлась Кертайн.
Повунден входил во владения замландского епископа. В 1283 году замок сильно пострадал от набега пруссов, но был восстановлен к 1285 году. В 1325 году при участии епископа Иоганнеса Кларе началось строительство каменного замка Повунден. В 1324 году была построена кирха Святой Барбары. Согласно договору о разделе прусских земель между епископом Замланда и Тевтонским орденом от 1331 года замок Повунден принадлежал епископу Замланда.
В 1352 году замок Повунден выдержал штурм литовского войска, возглавляемого князьями Ольгердом и Кейстутом. В 1370 году Повунден был на некоторое время захвачен войском литвинов.
В первой половине XVI века орденские замки утратили сове оборонительное значение и в прежнем количестве стали тяжелым обременением для прусского государства. Около 1560 года замок Повунден начали разбирать на кирпичи для ремонта замка Лаптау (ныне поселок Муромское). Последний раз замок Повунден отмечен на карте 1584 года. В записках путешественника Штайна от 1621 года замок Повунден фигурирует в качестве остатков крепостных сооружений. Окончательно замок был разобран в 1870 году.
В 1702 году в кирхе Святой Барбары была сооружена кафедра в стиле северогерманской готики, в 1727 году - отлит главный колокол, в 1883 году - установлен орган знаменитого мастера Терлецкого.
В начале XX века от станции Гросс Раум (ныне поселок Рябиновка) до Повундена протянули узкоколейную железную дорогу. В середине 1930-х годов в окрестностях Повундена началось строительство большого аэродрома для нужд Люфтваффе.
В 1935 году комиссия провинциального ведомства по охране памятников осмотрела остатки замка Повунден, ею были зафиксированы фундаменты стен и башни.
27 января 1945 года, преодолев ожесточенное сопротивление противника, Повунден был взят воинами 39-й армии генерала И.И. Людникова. После взятия Повундена на аэродроме стала базироваться советская авиация, в том числе знаменитый полк «Нормандия-Неман».
20 марта 1962 года в аэропорту Храброво приземлился первый самолет Ан-10, осуществивший рейс из Москвы с посадкой в Минске. 29 марта 1989 года аэропорт Храброво получил статус международного.
Современный поселок Храброво объединяет несколько бывших немецких деревень и хуторов, существовавших до 1945 года: Повунден, Эллеркруг (трактир Эллера) - поселок Радужное до 2008 года, Коррйнен - поселок Дубрава до 2008 года, Штайнеркруг (трактир Штайнера) - поселок Пешково до 2008 года и Кирхенгрунд (церковная долина) поселок Ясное до 2008 года. Именно на территории бывшего Кирхенгрунде находится кирха Святой Барбары.